Способен ли человек полностью познать этот мир?

Чего добились люди за всю историю своей жизни, в деле познания этого мира? Как бы в разные времена не проявляла себя наука, какие бы открытия она не совершала, какие бы закономерности не устанавливала, все сводилось именно к этому – установлению определенных закономерностей до определенного предела. Причина таких закономерностей людям остается непонятна дот сих пор. То есть, мы видим причинно-следственные связи, которые объясняют, допустим, работу электричества, но не понимаем, почему они именно такие, какие есть. Точнее, ответ на вопрос «Почему?», всегда упирается в какую-то аксиому, которая далее не разбирается, ибо ее невозможно разобрать. Что-то устроено так, как устроено, потому что так устроен мир. Вот и весь ответ.

Зачем познавать мир?

Как бы не был устроен мир, чтобы его познать, нам нужно прежде решить, зачем это вообще делать. На этот вопрос есть вполне бытовой ответ, который говорит о том, что таким образом мы научаемся ставить законы природы себе на службу. Мы комбинируем теми истинами, которые открываем, чтобы строить технологии, создавать различные устройства, препараты, словом, все, что позволяет улучшить качество нашей жизни. Под этим мы понимаем прогресс, преимущественно научно-технический.

Есть и философский ответ на этот вопрос, он говорит нам о поиске человеком смысла своей жизни, о понимании им своего предназначения. Ради этого и стоит узнавать об этом мире больше. Это вроде как должно сделать нас более зрячими, то есть, осознанными, чтобы мы не просто проживали земную жизнь, регулярно удовлетворяя свои потребности, пока в состоянии это делать, а жили в соответствии с определенной целью. Это как пройти осмысленный жизненный путь, зная, для чего живешь и что тебе надо делать.

Ну и есть еще один стимул, толкающий нас на познание этого мира – это любопытство. Есть у нас такое чувство, которое толкает людей к изучения всего и вся, что их окружает. Поэтому мы и такие неугомонные, вечно нас куда-то тянет, чтобы чтобы что-то новое узнать. И если человека ни коим образом не лишать врожденного любопытства, то на вопрос о том, зачем ему о чем-то знать, он абсолютно искренне ответит, что ему просто интересно. Именно такой интерес к жизни проявляют дети, которых не случайно называют «почемучками», так как уж больно часто они такой вопрос задают, чтобы узнать, почему что-то устроено именно так, как устроено.

Методология познания мира

Мир можно познавать эмпирическим путем, то есть, посредством наблюдения за различными явлениями, а можно и научным способом. Научный подход включает в себя теоретические исследования, когда мы выдвигаем гипотезу и затем ее проверяем разными практическими методами, и если она как-то подтвердится, то становится теорией, которая потом развивается за счет логических рассуждений и дополнительных практик. 

И еще экспериментально можно мир познавать, когда мы проводим эксперименты, моделируя ту или иную ситуацию и смотрим, какие закономерности в определенных условиях возможны. Под “мы”, имеется в виду люди, в основном ученые. Хотя эмпирический метод познания окружающего мира доступен нам всем. Просто нужно быть внимательным ко всему, что вокруг происходит и фиксировать устойчивые закономерности. Тогда больше можно узнать об этом мире.

Конечно, научный метод познания дает куда более богатое представление обо всем, что существует в этом мире. Но тут надо понимать, что наука далеко не всесильна. И если ей что-то неизвестно, то это не означает, что этого не существует. Наука не все способна объяснить, но ей это и не требуется. В основном мы познаем мир в той мере, в какой нам это необходимо для улучшения нашей жизни. Ну и еще в военных целях, конечно, что является не самым разумным подходом к данной задаче.

Поскольку познавать мир научным способом – это не дешевое порой удовольствие, то и потребность в этом возникает не всегда. Только в тех случаях, когда это предполагает извлечение какой-то важной выгоды, способной решить какие-то проблемы. И, вероятно, именно эта причина и может считаться основной, из-за которой человек, а точнее, человечество, не сможет познать этот мир слишком хорошо, не будем говорить, что полностью. Все то, что требует слишком большого количества ресурсов, может просто отвергаться, как неуместное. И если для познания чего-то ресурсов будет требоваться так много, что их просто не окажется в наличие, то люди откажутся от такой затеи. И чего-то не узнают.

Возможности мозга

Нельзя не сказать и об ограничениях нашего мозга. Мир может остаться для нас до конца не познанным потому, что мы просто не в состоянии что-то в нем познать. Мозг наш на это не способен. Мы можем многое не видеть, не воспринимать, потому что не обладаем для этого необходимыми способностями. Следовательно, даже если люди каким-то образом когда-нибудь, в будущем, с помощью тех же технологий, более совершенных, разгадают все известные им загадки природы, вселенной, чтобы сделать вывод, что они познали этот мир, не факт, что это будет лишь иллюзия его познания.

Люди разгадают лишь часть мира, ту самую, которую воспринимают. Так что, в будущем человечество определенной будет знать об этом мире больше, в этом нет никаких сомнений. Но есть основания полагать, что всего они не узнают никогда. И при этом даже не будут об этом знать. Тем не менее, несмотря на такие сомнения, нам определенно стоит продолжать это делать – узнавать все то новое, что мы способны узнать, обогащая свои знания, как индивидуальные, так и коллективные.

Люди, которые познают активно этот мир, сохраняют интерес к жизни на протяжении всего времени своего существования. И вы только представьте себе, как это здорово, когда независимо от своего возраста, живешь и радуешься жизни, потому что постоянно открываешь что-то новое. Вот почему ученые живут так долго, как правило. Интерес к жизни – это один из способов ее продления. А значит, в познании нашего мира достаточно много плюсов, чтобы этим заниматься, а минусов, пожалуй, что и нет.

Рекомендовать0 рекомендацийКатегории: Познание, Философия психологии
Воспользуйтесь услугами сайта психологов  PSIhub.ru

Статьи по теме

Возможно ли рациональное познание внутреннего мира человека?

Познание внутреннего мира человека является интересной и вместе с тем спорной частью философских рассуждений. Оно представляет собой сложный и многогранный процесс, который включает как чувственные,…

15 увлекательных фактов о человеческом поведении из психологии

Человек – невероятно сложное и многогранное существо. Ежедневно мы совершаем множество действий и поступков, проявляем различные эмоции и реакции, зачастую даже не задумываясь, почему мы…

Отвечает на важный философский вопрос: Существует ли врожденное знание?

Вопрос о существовании врожденного знания – одна из центральных тем в философии, которая затрагивает области гносеологии, метафизики и этики. Для психологии это тоже важная тема,…

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Send this to a friend