Психология тренировочного процесса: формирование навыков, управление утомлением и поддержание мотивации
Тренировочный процесс в спорте или же просто тренировка – это не только физическая подготовка, качание мышц, развитие выносливости, скорости, но и сложная психологическая работа, позволяющая настроить организм на нужные нагрузка. Успех спортсмена во многом зависит от его умения справляться с трудностями, которые есть в его виде спорта, поддерживать мотивацию на протяжении длительного времени, чтобы не угасать, не расслабляться, а также эффективно формировать новые навыки и грамотно управлять своим состоянием, в том числе и утомлением, которое в спорте, особенно в профессиональном, неизбежно.
В этой статье мы подробно рассмотрим психологические все важные аспекты тренировочного процесса, уделив особое внимание формированию навыков, управлению утомлением и поддержанию мотивации. Это будет полезно знать, как спортсменам любителям, так и самым настоящим профессионалам.
1. Формирование навыков:
С чего следует начать? С навыков, разумеется. Формирование двигательных навыков – это сложный процесс, включающий несколько этапов. А именно, таких:
• Ознакомление: На этом этапе спортсмен получает представление о новом навыке, о его структуре, технике выполнения, о тех усилиях, которые необходимо прилагать, чтобы произвести необходимые действия. В данном случае нужно использовать различные методы обучения: демонстрацию, объяснение, видеоматериалы, чтобы понимание было предельно глубоким, чтобы у спортсмена не оставалось никаких сомнений в том, что ему нужно делать.
• Разучивание: На этом этапе происходит практическое освоение навыка, через воспроизведение и повторение необходимых действий. Важно обеспечить правильную организацию тренировочного процесса, чтобы тренировка была посильна конкретному спортсмену, чтобы учитывались его возможности. Это делается так: постепенное усложнение упражнений, контроль за техникой выполнения, она должна быть безупречной; своевременную коррекцию ошибок, дабы ошибочные действия не закреплялись в сознании и не переходили в привычку, в данном случае, вредную.
• Совершенствование: На этом этапе навык закрепляется и автоматизируется, тем самым становясь достаточно совершенным. Хотя совершенствовать навыки можно всю жизнь, по крайней мере, пока человек спортом занимается. Важно обеспечить вариативность тренировочных условий, выполнение упражнений в условиях соревновательной деятельности. Чтобы тело запоминало нужную последовательность действий и разные варианты их выполнения.
Рассмотрим с вами психологические факторы, влияющие на формирование навыков:
• Мотивация: Это основа основ. Высокая мотивация способствует более быстрому и эффективному освоению новых навыков, потому что спортсмен будет выкладываться на полную, чтобы их обрести. Тут нужен хороший психолог, который сможет выявить все мотивирующие факторы, имеющиеся у конкретного спортсмена и постоянно к ним обращаться во время тренировок, а затем и соревнований, чтобы поддерживать мотивацию на высоком уровне.
• Внимание: Сосредоточенное внимание на выполняемом упражнении, без всяких отвлечений и раздумий, необходимо для правильного формирования навыка. Тут тоже необходима грамотная работа тренера, который будет следить за занятиями спортсмена и не позволит ему отвлекаться.
• Обратная связь: Получение информации о результатах выполнения того или другого упражнения, о правильности его выполнения, позволяет корректировать технику, рассчитывать силы спортсмены, дабы улучшать его результат.
• Психическое состояние: Стресс, тревога, различные переживания, страхи и другие негативные эмоциональные состояния, которые спортсмен может испытывать постоянно или периодически, могут замедлить процесс формирования навыков. Поэтому тут также важна работа психолога, следящего за душевным состоянием спортсмена.
2. Управление утомлением:
Утомление – это естественное состояние организма, даже скажем так, неизбежное, возникающее в результате интенсивной физической или умственной деятельности. Оно должно быть, и оно возникает. В тренировочном процессе важно уметь управлять утомлением, следя за своим состоянием, чтобы избежать перетренированности, истощения и сохранить высокую работоспособность, особенно в нужные периоды.
Психологические аспекты управления утомлением бывают следующими:
• Саморегуляция: Умение контролировать свое эмоциональное состояние и уровень напряжения, не позволяя себе срываться, помогает справляться с утомлением. Спортсмен не допускает в таком случае крайностей в своем психоэмоциональном состоянии.
• Мотивация: Высокая мотивация, как уже было сказано выше, может помочь преодолеть чувство усталости и продолжить тренировку. Но постоянно этим способом пользоваться нельзя, потому что ресурсы организма не безграничны.
• Восстановление: Психологическое восстановление, включающее пассивный отдых, релаксацию, аутотренинг и другие методы, в том числе и медитацию, если спортсмен умеет медитировать, играет важную роль в борьбе с утомлением. Отдых в тренировках также важен, как и физическое напряжение.
• Планирование: Грамотное планирование тренировочного процесса, с четким расписанием действий, с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, с необходимостью пополнения сил за счет питания, питья воды, употребления различных препаратов, а также сна, позволяет избежать перетренированности.
3. Поддержание мотивации на протяжении длительного времени крайне важно, поэтому нужно учитывать этот момент следующим образом:
Поддержание мотивации на протяжении длительного времени – одна из самых сложных задач в тренировочном процессе, которая разными тренерами отрабатывается по-разному. Мотивация может снижаться из-за монотонности тренировок, чего следует избегать, из-за отсутствия видимого прогресса, что не всегда справедливо, ибо если прогресс не виден, это не значит, что его нет, неудач в соревнованиях, которые неизбежны и других факторов. Вот с этим всем надо уметь работать, чтобы спортсмен никогда не опускал рук.
Психологические методы поддержания мотивации включают следующие подходы:
• Целеполагание: Постановка конкретных, измеримых, достижимых, релевантных и ограниченных во времени (SMART) целей помогает поддерживать мотивацию. Чем меньше в этом моменте расплывчатости, тем лучше.
• Визуализация: Представление желаемого результата, желательно во всех подробностях, со всеми ощущениями, эмоциями помогает сохранить мотивацию и веру в успех. Тут хорошее воображение может помочь, ну и специалист, который это воображение задействует.
• Позитивный настрой: Поддержание позитивного настроя и оптимистического взгляда на вещи, в частности, на себя, на проделанную работу во время тренировок, на отношение людей помогает преодолевать трудности и сохранять мотивацию. Позитив лучше поддерживает желание добиваться успеха, чем негатив, потому что он не истощает, а воодушевляет.
• Разнообразие тренировок: Внесение разнообразия в тренировочный процесс, придумывание новых упражнений, новых подходов к тренировки помогает избежать монотонности и поддерживать интерес к занятиям. Тут важно иметь хорошую фантазию, чтобы всегда заниматься с интересом.
• Обратная связь: Получение обратной связи от тренера, которая будет мотивировать и от других спортсменов, дабы чувствовать их поддержку, помогает оценить прогресс и поддерживать мотивацию. Мнение других людей всегда имеет значение.
• Создание благоприятной атмосферы: Поддержка со стороны тренера, друзей, команды и особенно близких людей играет важную роль в поддержании мотивации. Человек должен видеть, что в него верят, что желают ему победы, чтобы стараться не только для себя, но и для всех этих людей.
• Самомотивация: Развитие навыков самомотивации, таких как самовнушение и аффирмации, представление желаемых достижений, от которых становится хорошо, помогает поддерживать внутренний стимул к тренировкам.
Взаимосвязь психологических факторов также имеет значение, поэтому нужна понимать следующее:
Важно понимать, что формирование навыков, управление утомлением и поддержание мотивации тесно взаимосвязаны. Эти вещи неотрывны друг от друга. Например, высокая мотивация способствует более эффективному формированию навыков и помогает преодолевать утомление. С другой стороны, если не отдыхать нужное количество времени, не снимать напряжение, то и мотивация будет ниже. А от этого уже и навыки пострадают. Поэтому грамотное управление утомлением, позволяет поддерживать высокую мотивацию на протяжении длительного времени, что очень важно для достижения успеха в спорте. Ведь некоторых результатов быстро добиться никак не получится.
Итак, что же у нас получается. А получается, что психология играет ключевую роль в тренировочном процессе. С нее следует начинать планирование тренировок. Успех спортсмена зависит не только от его физических данных, но и от его умения управлять своим психическим состоянием. Да и сами данные нередко от этого умения зависят, ибо иначе как себя подготовить.
Грамотное применение психологических методов, направленных на формирование навыков, управление утомлением и поддержание мотивации, гарантированно позволяет достигать высоких спортивных результатов и получать удовлетворение от тренировочного процесса. Это уже неоднократно проверено многими спортсменами в самых разных видах спорта. И тут не стоит забывать о том, что каждый спортсмен индивидуален, поэтому необходимо учитывать его личностные особенности и подбирать индивидуальные психологические стратегии. Тогда точно можно будет вырастить чемпиона!
Рекомендовать0 рекомендацийКатегории: Спорт
Комментарии