Десять раз упади, одиннадцать раз поднимись! Полезная психотерапия
– Ну же, Владимир Анатольевич! – психотерапевт прервал почти трехминутное молчание, подняв от своих записей взгляд на клиента. – Когда-нибудь нам с вами придется начать обсуждать конкретные вещи.
– Вы знаете, что мне плохо, потому что все рухнуло! Что еще может быть конкретнее, – негромко ответил мужчина средних лет, продолжая смотреть в пол.
– Вы правы, это я знаю. Но не более того. Вы обратились за помощью, вы, как мы выяснили, в целом доверяете мне. И как я вам обещал, все, что мы с вами будем обсуждать, останется навсегда между нами. И я не осуждаю людей, что бы они не сделали. Это не моя работа. Я помогаю привести мысли в порядок, чтобы на душе стало легче. Но для этого я должен знать, что случилось с человеком.
– Я просто не хочу вспоминать все детали случившегося.
– Думаете, мы с вами вместе не справимся с эмоциями, которые на вас при этом нахлынут?
– Я пока не знаю.
– Давайте попробуем!
– Не знаю!
– Владимир Анатольевич, вы же предприниматель, это свидетельство вашей смелости. Разве нет?
– Может вы и правы. Я должен быть смелым. И дело как раз в этом.
– В чем? В предпринимательстве? Или в смелости?
– Да! В предпринимательстве.
– Проблемы с бизнесом? Дело в этом?
– Его больше нет!
– Что случилось?
– Я думаю, это сделали конкуренты.
– Они навредили вашему бизнесу?
– Да. Весь склад с товаром сгорел. Это несколько десятков миллионов. Все, что у меня накопилось за долгие годы. Все стало пеплом.
– Склад не был застрахован?
– Страховка и половины не покроет. Там вообще все сложно. Судиться надо. Но самое страшное для меня другое. Что… я больше не тот герой, каким себя видел.
– Считаете, вам не по силам оправиться после такого?
– Я не знаю. Я не думаю об этом.
– А о чем вы думаете?
– Порой мне кажется, что ни о чем. А порой о том, что я на счет себя сильно ошибался. Видел себя сильным, а на деле, меня просто растоптали. Как щенка.
– И чем вы сейчас занимаетесь?
– Ничем. Пью вино и валяюсь на диване целями днями, смотря в полоток. Так бы и валялся, если бы бывшая жена и мать не убедили бы меня обратиться к психологу. Поэтому я и хожу к вам.
– Хорошо, что у нас наконец пошел разговор. Теперь понимаю, почему вы не хотели говорить в течение двух сеансов, что с вами случилось. Не по своей воле вы сюда пришли, получается.
– Это так. Но сейчас я себя нормально чувствую. Не принимайте на свой счет, доктор. Не то, чтобы мне нравилось с вами общаться, но меня это не напрягает.
– Теперь вы хотя бы сможете поделиться своим горем.
– Пожалуй.
– А почему вы решили вот так отреагировать на случившееся – начать алкоголь употреблять и целыми днями в потолок смотреть?
– Я так не решал. Так случилось.
– Почему?
– Я не знаю. А разве это не естественно, пить, когда у тебя горе и ничего не делать. Может это, типа, депрессии или как это у вас называется. Все вроде так делают.
– Некоторые так и вправду поступают. Они пить начинают, у них руки опускаются. Но так делают не все. Это точно. Поэтому я и спросил, почему вы так стали себя вести.
– Это случилось, просто случилось, доктор. Мне просто больше нечего вам тут сказать. Я не вижу причин, мне просто плохо, и я пью.
– А у вас кто-нибудь так в семье поступал, когда что-то плохое случалось? Или может быть кто-то из друзей? Кто-то мог стать для вас примером, показав, как реагировать на такие неприятности.
– Интересно. Я об этом не думал. И полагаю, сейчас вы попросите меня это сделать.
– Был бы вам признателен за такую работу.
– Ну да, понимаю. Пил ли кто-то в моей семье. Хм… Знаю, что дед у меня любил алкоголь употреблять. У него была тяжелая работа, он уставал, бывало, психовал. Видимо, таким способом он расслаблялся.
– А ваш отец?
– Отец? Об этом человеке лучше лишний раз не вспоминать. И не лишний тоже. И не видеть его. Это дурной пример во всем.
– Он пил?
–Да, он пил. И пьет. И вообще все делает не так. Единственное, что может быть в нем хорошего – это, как ни странно, это прозвучит, его невыносимость, которая побудила меня заняться бизнесом, чтобы только не чувствовать себя слабаком, коим он меня всегда называл.
– Значит, в бизнес вы поделись, чтобы компенсировать этим унижения отца?
– Ну, в общем, да. Так получается. Конечно, деньги мне тоже были нужны. И вообще я хотел некой финансовой свободы, знаете, как это принято, когда человек независим.
– Где и кем принято?
– Ну, в обществе. Разве нет?
– Необязательно.
– Доктор, вы словно подлавливаете меня на словах, пытаясь какие-то ошибки мои найти, я не понимаю.
– Я просто хочу понять, чем обусловлено ваше поведение. Это поможет нам с вами изменить ваше восприятие случившегося. Обратите внимание, вы ссылаетесь на какие-то примеры, которые на самом деле не так обобщены, как вам кажется. Сначала вы ссылаетесь на то, что многим людям якобы свойственно употреблять алкоголь, когда у них случится беда. Теперь вот выясняется, что и бизнес вы начали, чтобы независимым стать, потому что якобы так принято.
– И что вы в этом видите?
– Возможно, вас тяготит какой-то груз ответственности перед отцом, перед обществом, перед кем-то еще. Также, возможно, вы страдаете, потому что просто копируете людей, которые в подобных ситуациях тоже страдали, но не знаете, как можно действовать иначе.
– Как-то все это сложно. Я пока ничего не могу на этот счет сказать.
– Мы поэтому с вами и общаемся, чтобы вы все эти закономерности смогли увидеть и понять. Тогда вы сможете повлиять на свое состояние и на свою дальнейшую жизнь.
– Допустим, все так, как вы говорите. У меня есть какая-то ответственность, я кому-то подражаю. Может даже отцу, с его пьянством и прочими грехами. Что же мне тогда делать?
– Если все так, мы сможем заменить ваше старое поведение новым. Ваши старые мысли новыми мыслями. Ваши старые чувства новыми чувствами.
– Заменить? Вот так просто? Несмотря на случившееся?
– Да, вот так просто. Вы против?
– Хах. Нет. Нет, я не против. Но я не уверен, что со мной все так просто получится.
– Не уверены? Или не хотите, чтобы с вами все просто было?
– Доктор, возможно, конечно, вы понимаете меня лучше, чем я сам себя понимаю. Но я пока не могу также глубоко в себя погрузиться, чтобы правильно отвечать на ваши вопросы. Уж извините.
– Хорошо. Тогда мы применим другой подход к вашей ситуации. Но теперь уже на следующем сеансе.
Продолжение следует…
Рекомендовать0 рекомендацийКатегории: Литература о психологии, Психология, Психология финансов, Рассказы о психологии
Комментарии